Американские ученые провели эпидемиологическое когортное исследование и секвенирование РНК пигментных клеток кожи людей, пользующихся и не пользующихся соляриями.

Оказалось, что систематическое посещение соляриев связано с ростом числа случаев меланомы, а также повышением количества мутаций и числа клеток с ними, причем эти изменения были более выраженными, чем под действием солнечного излучения. Отчет о работе опубликован в журнале Science Advances.
Основным фактором риска меланомы служит ультрафиолетовое излучение, которое вызывает мутации в пигментных клетках кожи (меланоцитах) и способствует их злокачественному перерождению. Это излучение исходит от Солнца или искусственных источников, таких как солярии. Известно, что у людей с историей использования искусственного загара повышен риск меланомы в дальнейшей жизни, и заболевание имеет тенденцию развиваться в более молодом возрасте. Из-за этого дерматологические ассоциации выступают против использования соляриев, а Всемирная организация здравоохранения относит их к первой категории канцерогенов наряду, например, с асбестом, табачным дымом и радионуклидами. При этом точные биологические механизмы канцерогенности соляриев во многом неизвестны, и это дает индустрии возможность утверждать, что они не вреднее солнечного света.
Педрам Герами (Pedram Gerami) из Северо-Западного университета в Чикаго с коллегами провел ретроспективный анализ историй болезни почти трех тысяч пациентов университетской дерматологической клиники, у которых имелись количественные данные по использованию соляриев, и такого же числа совпадающих по возрасту пациентов, которые соляриями не пользовались. В основной когорте было больше женщин (87,7 против 57 процентов), чаще встречались солнечные ожоги в анамнезе (71,2 против 50,3 процента) и семейная история меланомы (18,1 против 16,8 процента). Частота развития меланомы в ней была значительно выше: 5,1 против 2,1 процента (p < 0,0001), отношение шансов с поправками на пол, возраст, семейную историю меланомы и солнечные ожоги в анамнезе составило 2,85. Также наблюдалась дозозависимая связь между количеством сеансов в солярии и относительным риском меланомы (p < 0,0001).
Выяснив это, исследователи выполнили поверхностную биопсию кожи спины у совпадающих по возрасту, полу и другим факторам онкологического риска пациентов онкодерматологической клиники. 11 из них интенсивно пользовались соляриями (от 50 до более 750 сеансов в прошлом), девять — не пользовались вообще. Такие же образцы нормальной кожи получены у шести трупов из общей популяции (они не являлись пациентами дерматологических клиник). Из всех этих образцов выделили отдельные меланоциты (всего 182 клетки) и в каждом из них секвенировали транскриптом и экзом.
Распространенность мутаций была почти вдвое выше в меланоцитах основной группы, чем в клетках контрольной (5,69 против 2,86 мутации на миллион пар оснований), число клеток с мутациями также было значимо выше. Анализ по анатомической локализации (верхняя или нижняя часть спины) дал схожие результаты. Также меланоциты пользователей соляриев чаще содержали патогенные мутации, способствующие онкогенезу (23 против 7,3 процента). Статистический анализ с помощью линейных моделей со смешанными эффектами с поправкой на анатомическую локализацию и статистические выбросы подтвердил значительно большее бремя мутаций в основной группе (p = 1,3 × 10−2), и эта связь сохранялась после исключения одного участника с исключительно большим количеством мутаций (p = 6,1 × 10−5).
Авторы работы отмечают, что мутационные повреждения, связанные с использованием соляриев, помимо высокой распространенности и патогенности, особенно часто поражают участки кожи, которые подвергаются небольшому воздействию типичного солнечного света, схожее наблюдается и в локализации меланом. Наряду с разницей в максимальной дозе и спектре ультрафиолетового излучения это свидетельствует в пользу того, что солярии не следует рассматривать как замену солнечного света с сопоставимыми рисками.
https://nplus1.ru/news/2025/12/16/burden-of-tanning
|